Форменное
образование!
Получить высшее образование возможно разными способами. Есть варианты и для садистов, и для мазохистов, и для любой другой малой группы. Было бы желание! Какие же формы обучения предлагают нам сегодняшние вузы? И как к этому видовому разнообразию относятся сами студенты?
Традиционные варианты
Очно – для дотошных
Условия: очное отделение – самое популярное среди абитуриентов. На него неизменно самый высокий конкурс. Обучение длится пять или шесть лет (в зависимости от выбранной специальности), в обязанности студента входит ежедневное посещение выбранного высшего учебного заведения.
Плюсы: такая форма обучения позволяет погрузиться в изучаемый предмет с головой. На некоторых специальностях очного отделения вы можете получить два диплома (например, в педуниверситете к специальности «Сурдопедагогика» идет дополнительная специальность «Социальная педагогика»), что позволит вам после окончания университета быть специалистом широкого профиля. Также на очной форме обучения самый большой выбор образовательных программ, по которым вы можете пройти обучение. Из приятных мелочей: студенты-очники в случае хороших результатов экзаменов получают стипендию, хоть и небольшую.
Минусы: во-первых, на договорной основе обучение является довольно дорогостоящим. Во-вторых, из-за высокого конкурса сюда нелегко попасть. Еще обучение на очном отделении отнимает много времени, почти не оставляя возможности зарабатывать себе на жизнь.
Кто выбирает: обычно очную форму обучения выбирают вчерашние школьники, которые все другие формы обучения считают несерьезными. Также «на очном» учатся люди, выбравшие профессию, которую нельзя освоить самостоятельно: например, это специальности, связанные с иностранными языками, и большинство специальностей в медицинских вузах.
Из первых уст:
Альбина Лункина, студентка очного отделения ВГПУ: «Я вполне довольна очной формой обучения, считая ее наиболее оптимальной для своей деятельности (социальная работа). Это непрерывный учебный процесс, что дает более качественное образование и возможность тратить все силы на учебу для того, чтобы стать действительно специалистом. Также студенческая жизнь полна мероприятий, связанных с процессом обучения, – конференции, практика, что, несомненно, обогащает опыт. Я скептически отношусь к заочной форме обучения, потому что теряется глубина изучения, стремление к пониманию – из-за кратких сроков. То есть приходится заниматься на досуге, если есть интерес».
Заочно – для ленивых
Условия: обычно обучение на заочном отделении длится на год больше, чем обучение на такой же специальности на очном отделении. В среднем – шесть лет. В дипломе форма обучения не указывается, поэтому многие абитуриенты, которые не собираются заниматься наукой, принимают решение сэкономить свое время и не утруждать себя каждодневным обучением.
Плюсы: малая загруженность, возможность учиться и работать одновременно.
Минусы: на практике заметно, что во многих вузах несерьезно относятся к студентам-заочникам: чаще отменяют пары и т. д.
Кто выбирает: те, кто не выдержал вступительных испытаний на очном отделении или после окончания школы не стал поступать в вуз, а, поработав, понял, что образование необходимо, и выбирают компромиссный вариант, который позволяет и работать и учиться. Те, кто отучился в колледже и хочет продолжить обучение, но каждодневное посещение вуза его не привлекает.
Из первых уст:
Ольга Вознякова, студентка заочного отделения академии МВД РФ: «Мне кажется, что все зависит от человека. Он может и на очном учиться и ничего не знать. Я вот учусь на заочном и, конечно, жалею, что не на очном, но, увы, у меня нет такой возможности. Стараюсь больше требовать от себя. Ну и если же ты учишься и уже работаешь по специальности, то разницы особой нет. Все равно сразу всего не выучишь, только практика все расставит по местам».
Экзотические варианты
Экстернат – для честолюбивых
Условия: обучение экстерном – практически самостоятельное, дающее возможность самому построить образовательную траекторию. Поступив, студент получает программу обучения, список предметов, методические рекомендации, список литературы, необходимых курсовых работ и дипломный проект. Студент экстерната сам выбирает, что именно он будет осваивать первым, и распределяет, сколько времени ему понадобится на каждый предмет. Преподавателю остается лишь проверить знания такого студента. Обычно в обучении экстерном есть ограничения по максимальному количеству предметов, которые студент может сдать за академический год.
Плюсы: образование можно получить в гораздо меньший срок, время и способы обучения студент выбирает для себя сам.
Минусы: преподаватели часто относятся к таким студентам с предубеждением. Экономия времени при обучении экстерном окажется не такой уж экономичной, потому что большинство времени вы будете проводить в вечном ожидании занятых преподавателей. Также, если вы учитесь по договору, может возникнуть неприятная ситуация с оплатой: за три года обучения вам придется заплатить сумму, как за те же самые пять лет.
Кто выбирает: те, кто уже попробовал свои силы в сфере труда и не хочет уделять учебе много времени.
Из первых уст:
Ксения Фетисова, обучающаяся экстерном в МПГУ: «Если есть возможность закончить институт очно/заочно, лучше выбирайте эти варианты. Экстернат – это действительно сложно! Преподы совсем не рады экстерну, бывают тяжелые случаи, когда пытаешься объяснять, что работаешь с 9 до 18, а они все равно требуют тот же объем, что и от очников, мол, вы сюда учиться пришли. Возможно, как второе высшее это еще приемлемый вариант, но как первое – просто ужасно! Честное слово, если бы не потраченное время, уже бы перевелась хоть куда-нибудь».
Дистанционно – для самостоятельных
Условия: обычно студенту, выбравшему такую форму обучения, нужно появиться в вузе только два раза: для сдачи госэкзамена и для защиты дипломной работы. Обучение длится пять лет в случае получения первого высшего образования и три года в случае получения второго высшего. В обучении широко используются телекоммуникационные технологии.
Плюсы: возможность получить образование, находясь даже в отдаленном уголке земли (лишь бы был интернет).
Минусы: дистанционная форма обучения лишает вас шанса завязать ценные знакомства.
Кто выбирает: те, кто хочет закончить конкретный вуз, расположенный далеко от родины. Также эта форма образования – идеальный шанс получить диплом для инвалидов.
Из первых уст:
Яна Руднова, студентка дистанционной формы обучения РИУ им. Чернова: «Если уже работаешь по специальности, то еще можно учиться. Претензии к пособиям, практически ничего они не дают, а то и вовсе информация отсутствует или устарела. Много заданий, из-за этого уже в начале учебного месяца стараешься быстрее пройти предмет, лишь бы успеть все контрольные точки сдать. Галопом проскачешь по предмету, и в голове не очень-то задерживается. НО! Мы все сами прекрасно знали, на что шли. Это интернет-образование...»
В общем, дорогие абитуриенты и все еще ищущие себя студенты, какую бы вы ни выбрали форму обучения, следите за тем, чтобы это все-таки было прежде всего обучение, а не мучение.
Мария Долгополова
Опубликовано: 2010-10-28
|