Артем-искусник, или Золушке даже не снилось
...Глядя на работающий с громким клацаньем ткацкий станок, огромную чесальную машину, откуда появлялись забавные пуховые кудели, и прялку, выдающую крепкую пушистую нить, я невольно вспоминала русские народные сказки про всевозможных искусниц. Так и казалось, что сейчас из соседней комнаты выйдут Золушка, Василиса Прекрасная или Рукодельница да начнут наперебой интересоваться, что мне из теплого пухового полотна выткать: жилет ли, пальто, а может, одеяло? Впечатление какой-то другой реальности дополняло и огромное старинное зеркало. И даже то, что оно слегка «поплыло», совсем не портило картины: нечеткое отражение только прибавляло ощущения какой-то другой реальности, неведомым образом родившейся в этом доме.
Стоя перед загадочным зеркалом, я увидела, что дверь в комнату открылась и... вошел парень. В обычных городских слегка потертых джинсах, темной толстовке и в куртке, с вполне современным сотовым телефоном, прижатым к уху: «Жилет? С флагом России? Можно. Оригинальный, конечно, заказ, но, думаю, справлюсь. Хорошо, договорились, через недели три можете приезжать к нам в Урюпинск за заказом!».
Так вот, оказывается, кто работает здесь Марьей-искусницей! Не женщина или девушка, а парень! И заказы-то у него, судя по всему, не самые обычные.
– Вяжу я с первого класса, – рассказал Артем Дядюшко. – Заразила мама, которая увлеклась вязанием в 1972 году еще в Грозном, – мы оттуда в Урюпинск в начале девяностых переехали. Я смотрел на нее, смотрел и решил: а почему бы и мне не попробовать?! Помню, что уже в третьем классе, когда набрался какого-никакого опыта, я одноклассницам связал к Восьмому марта по паре пуховых рукавичек. Пятнадцать пар получилось. Одноклассницы были в полном восторге! С тех пор я окончательно «подсел» на вязание... А что? Успокаивает, с одной стороны, а с другой – это реальный заработок в этом пуховом краю. И пух здесь такой, что оренбуржцы завидуют!
Мастерство Артема оценили не только одноклассницы: в старших классах школы он три года подряд (с 1999 по 2001-й) занимал первые места в районном конкурсе мастеров художественного вязания изделий из пуха в детской номинации. При этом он «замахивался» на изделия, которые требовали большого мастерства, терпения и художественного вкуса. Например, представлял на тех конкурсах пуховое женское пальто и ажурное пуховое платье. Естественно, что после побед в конкурсе заказы буквально посыпались на Артема.
– Свои самые оригинальные изделия помнишь?
– Конечно, например, двуспальное пуховое одеяло. В Урюпинске я первый, кто смог связать такое. Причем я сделал его не однотонное, а подобрал нитки так, чтобы серый цвет плавно переходил в почти черный. Вообще каждый заказ по-своему оригинален, когда подходишь к его выполнению творчески. Например, тот же пуховый жилет с российским триколором по полочкам и спине. При этом флаг – это не тупо три полосы, а трепещущий стяг, со всеми складками и полутонами.
– Есть то, что ты не смог бы связать?
– Есть. Женский бюстгальтер. Пуховые трусы вяжем. Уходят, что называется, со свистом. Особенно востребованы они на Дальнем Востоке и в Якутии. Берут в основном невестам. Стоять или фотографироваться на улице во время всех брачных ритуалов-церемоний невестам в открытом и легком свадебном платье очень холодно. Многие потом простывают так, что это даже на потомстве сказывается. Поэтому, чтобы не застыть, они надевают пуховые трусы. Тонко и тепло!
Наблюдая за сноровистыми движениями Артема за ткацким станком, а потом с каким мастерством и в то же время даже нежностью он прял пуховую нить, невольно задумалась: что самое трудное в этом искусстве? Словно прочитав мои мысли, как бы между прочим Артем ответил сам: «Самое трудоемкое – это прясть. В среднем, чтобы напрясть 100 грамм пуха, надо два часа. А на ту же полноценную женскую жилетку уходит 500 грамм».
…Разговор о доходах, которые дает «пуховый подряд семьи Дядюшко», Артем поддерживал неохотно. Но наличие пусть подержанной и отечественной, а все-таки своей машины, приличного сотового телефона, компьютера с Интернетом говорило само за себя.
– Доход, конечно, зависит от сезона. Летом он ниже, в холодное время выше. Чешем, прядем, ткем и потом продаем изделия на рынке или сдаем в магазин не только мы с мамой, но и вся наша семья – помогают братья Сергей и Владимир, их жены. У нас на всю семью только пять ткацких станков, правда, работают два... В среднем мой доход в неделю составляет около восьми тысяч рублей. Для Урюпинска – нормально. Деньги на то, чтобы пойти с девушкой в кафе, я у мамы не прошу.
Уже уходя из гостеприимного дома Артема Дядюшко, я узнала, что другой страстью этого худенького и кудрявого паренька являются... компьютеры. Он и в школе сейчас работает системным администратором, и Волгоградский техуниверситет по этой специальности закончил, бросив медколледж. Но, видимо, об этой стороне личности моего нового трудолюбивого героя я узнаю уже во время следующего путешествия в столицу русской провинции...
Наталья Полякова
Опубликовано: 2010-10-21
|