Дорога к храму
Что такое туризм? Ответ вроде бы прост: это вид активного отдыха, связанный прежде всего с перемещением человека из привычного окружения в оригинальную для него обстановку. Хотя бы на одни сутки. Например, в горы, в лес, в аномальные зоны, на побережье, в иные города и страны... И цели этого перемещения могут быть самые различные: например, посещение культурных, духовных или исторических достопримечательностей, практика в иностранных языках, изучение какой-то местности...
Согласитесь, наша любимая Волгоградская область может похвастаться обилием мест, которые стоит посмотреть, которыми стоит гордиться. Причем места эти самого разного плана. И сегодня мы хотим вместе с вами показать хотя бы «эскизно» маршруты и объекты, достойные внимания всей России. Да что там – мира! И нет у нас района, который не может поразить воображение гостей. Ну что, поехали?
В последнее время все большие обороты набирает так называемый паломнический или духовный туризм. Проще говоря, путешествие по значимым для верующих и просто духовно ищущих людей местам. Что же может им предложить Волгоградская область?
…Зажатая между меловыми горами и разлившейся Иловлей, расположилась в Ольховском районе обитель, нареченная Каменно-Бродским мужским монастырем. По легенде, русские рабы на службе у татарского хана строили здесь каменный брод, а проезжавший через эту местность русский князь Александр Невский упрашивал хана облегчить их тяготы. Не зря Александр Невский является святым покровителем нашей области – и при жизни, и «на небесах» заступается он за нашу землю грешную…
Каменно-Бродский Свято-Троицкий мужской монастырь прячется за кирпичным забором. Часть кладки – 19-й век, красный кирпич, местами битый, часть – век двадцать первый, кирпич белый, ровный. Слева от ворот, ведущих к обители, еще заметен крестообразный фундамент разрушенного в 1938 году Свято-Троицкого храма. Осколки кирпичей, помнящих времена царя Александра II, глядят на прохожих с немым укором. Одной из достопримечательностей храма является... мельничный жернов с отверстием посредине, который чаще называют «камень, от которого беременеют»: когда у людей по восемь-десять лет нет детей, они едут в эту обитель и, посидев на волшебном камне и попросив братьев помолиться за них, обретают желанное потомство...
Основанная в 1863 году обитель хранит множество загадок. В начале XX века монастырь, который тогда был женским, имел большое хозяйство: своя ветряная мельница, маслобойка, аптека, школа, в которой в 1911 году обучалось 20 детей. Последней управительницей монастыря была игуменья Еннафа, при которой число сестер достигло 170 человек. Когда в 1927 году власти потребовали монахинь в три дня освободить монастырь, несколько насельниц во главе с Еннафой заперлись в храме, а когда красноармейцы взорвали дверь, то не нашли ни их, ни церковных ценностей. Легенда гласит, что женщины укрылись в расположенных неподалеку пещерах, где продолжили молиться. И даже в наши дни в подземных коридорах можно услышать пение давно покинувших этот мир монахинь.
Уникальны и меловые пещеры, что находятся у монастыря. Там предположительно в XVIII веке располагался мужской монастырь. Общая длина коридоров, долгие годы вырубавшихся в твердой породе, приближается к двумстам метрам, а под этими коридорами располагается еще несколько ярусов естественных катакомб. Температура внутри неизменна, +11 градусов, воздух влажный, терпкий, пахнет мокрым мелом.Интересно, что монахи согревались валунами, которые они держали для этого в костре, разложенном у входа в пещеру.
Этот монастырь посещал Петр Первый. А для императрицы Елизаветы даже была выложена специальная дорога, остатки которой сохранились до сих пор.
Рядом с монастырем находится несколько целебных источников. Недалеко от монастыря растут 11 дубов-великанов, каждому из которых почти по полтысячи лет. Эти могучие старцы были современниками Ивана Грозного. Сии дубы видел и Стенька Разин, проплывавший со своей ватагой по Иловле из Дона в Волгу. Недалеко от села Каменный Брод на землях Свято-Троицкого монастыря находится «Святая могила» – небольшая сопка, а на ней крест. Чем не объект для поклонения?
Ольховская земля знаменита еще одним святым местом – Гусевским Ахтырским женским монастырем. Монашеская община была создана в Гусевке в 1860 году священником Иоанном Левицким и монахом Никодимом (Двойченковым), который пришел сюда с Афона собирать пожертвования. Никодим и привез в волжские степи из Греции Ахтырскую икону Богоматери. Преподобный Амвросий прислал в Гусевку княжну Елизавету Годейн, родственницу князя Багратиона, героя Отечественной войны 1812 года и приближенную императрицы. Годейн продала несколько своих имений под Москвой, на эти деньги были куплены для монастыря земли, возведены хозяйственные постройки и деревянный храм.
По легенде, в этом монастыре была пещера, один из выходов которой вел в монастырский колодец. Вода его исцеляла душу и тело. Особая гордость монастыря – чудотворная икона Ахтырской Божьей Матери и единственный в области мощевик с частицами мощей всех оптинских старцев.
Другой уникальный монастырь нашей области находится в Серафимовиче и называется Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский монастырь. В нем также есть пещеры и подземные ходы. А его «сердцем» является пещера, где, по преданию, его настоятельнице матушке Арсении явилась Богородица, молящаяся на облаке. Когда видение исчезло, на месте рассеявшегося облака остался камень с отпечатавшимися на нем следами коленей и ладоней Богородицы. Этот камень по сей день является главной святыней не только монастыря и Серафимовичского района, но и, пожалуй, всей православной России. Считается, что этот камень «с коленками и ладошками» излечивает от многих болезней. Камень находится в глубине пещер, которые матушка Арсения копала сначала одна по ночам, втайне от сестер, а потом к настоятельнице присоединились остальные монахини. Матушка Арсения замыслила лабиринт как отображение последних дней Христа: Страстная неделя, предательство Иуды и казнь Иисуса. Пещеры идут по двум путям: один символизирует путь Христа, а другой – Богоматери. Образуя круг, они ведут к Голгофе.
Что может стать символом Волгограда?
Дмитрий Корнеев, ученик лицея «Лидер»:
– Кроме памятников Великой Отечественной войны, для меня символом Волгограда является футбольный клуб «Ротор».
Артур Большаков, студент МГУ:
– Волга и степи, весь архитектурный ансамбль Мамаев курган и Родина-мать, арбузы и солнце – это все, по моему мнению, имеет место быть символом нашей области.
Алина Або Халави, студентка
ВолГМУ:
– Казачество. Дон и Волга, наши степи. ВолГМУ – вуз, в котором я учусь. Не зря студенты многих стран выбирают медуниверситет.
Влад Конюхов, ученик:
– Панорама, Вечный огонь. А так даже не знаю... Конечно, много символичных мест, улиц, но не могу сказать, что это может являться символом нашей области.
Екатерина Коломиец, студентка МГУС/
РГУТИС РФ:
– Это, конечно же, Мамаев курган, сама Волга, казачество, тополь, который на Аллее стоит.
Опубликовано: 2010-11-04
|