Этот спорт
нельзя
не полюбить!
Невероятная грация, бесконечное скольжение по зеркальной поверхности льда, музыка и овации зрителей... Не зря фигурное катание считается одним из самых зрелищных и красивейших видов спорта. А дается вся эта красота ежедневными тренировками, работой на износ.
Как, например, добивались успеха чемпионы фигурного катания? На этот вопрос отвечают лучшие тренеры области.
«Ледовая
атмосфера»
закаляет
Татьяна Скала, первый тренер Евгения Плющенко:
– Женя пришел в спортивную школу в четыре года. Вначале он был таким же, как и все: еле ползал по льду. А потом очень быстро начал скользить. Развивался он настолько стремительно, что уже через полгода я перевела Женю в старшую группу. Там катались взрослые девочки. Они брали его за руку, разгонялись и тянули за собой – раскатывали его.
Было видно, что Женя Плющенко – одаренный ребенок: он быстро схватывал движения. Другим детям показывали элемент по десять, по двадцать раз, а ему этого не требовалось. Можно было сделать пару замечаний, и он сразу исправлял ошибку. Евгений занимался в группе со старшими и, естественно, разучивал более сложные движения, чем его сверстники.
– Вы хотите сказать, что четыре года – это нормальный возраст для того, чтобы начать заниматься фигурным катанием?
– Совершенно верно. Правда, четырехлетнему ребенку нужен индивидуальный подход. Нельзя говорить ему: «Делай вот так, вот так и вот так». Занятия следует проводить в игровой форме. Например, так: «Давай покажем цапельку. Как она крылышками машет? А теперь паровозиком поехали...» Когда занятия проводятся в такой форме, то ребенок занимается с большим удовольствием.
– А были такие моменты, когда Евгению хотелось бросить фигурное катание?
– Такого не было. По крайней мере, когда он занимался в моей группе. Сам Женя – целеустремленный человек, и у него очень целеустремленная мама. Честь и хвала ей. Она привела его в фигурное катание, никогда не вмешивалась в учебно-тренировочный процесс, не давала советов тренеру. Внимательно выслушивала, что ему надо делать дома, и сама с ним занималась.
– А если родители хотят, чтобы ребенок занимался фигурным катанием, а ему самому этот спорт не нравится? Что делать в этом случае? Бросать обучение?
– Тренер может попытаться его заинтересовать. Но если этой заинтересованности нет, и тренер видит, что природные данные ребенка не для фигурного катания, можно посоветовать перейти в другой вид спорта – в плавание или легкую атлетику. Однажды я встретила маму одного мальчика, которого я обучала, и она стала меня благодарить. Оказалось, этот мальчик бросил фигурное катание, и теперь он в сборной России по легкой атлетике. Вы понимаете, о чем речь? О том, что занятия фигурным катанием дают базу для любых видов спорта. А заставлять ребенка заниматься через силу... Это все равно что требовать от него шедевров живописи, когда он вовсе не умеет рисовать. Или возьмите музыкальные школы: сколько там бедных детей, которых мучают и заставляют играть гаммы на фортепиано! В конце концов дети бросают школу, потому что им это совершенно неинтересно! Нельзя заставлять, нужно УВЛЕКАТЬ ребенка и развивать в нем то, что у него лучше получается.
– Как часто вы сейчас видите Евгения? Он звонит вам?
– Видела я его давно, но часто переговариваюсь с его мамой. Женю поймать в России довольно сложно, у него очень много дел.
– Скажите, а дети часто получают травмы на тренировках?
– Я не занималась отрядом высших фигуристов, травмы там, конечно, бывают чаще – они изучают более сложные элементы. Но и в моей практике травмы случались. Дети тем не менее из школы не уходили.
– А как вообще занятия этим видом спорта влияют на здоровье?
– «Ледовая» атмосфера закаляет. Многие родители признавались мне, что до занятий фигурным катанием их ребенок часто болел, а после заболевания прекращались.
– Кого больше в фигурном катании – мальчиков или девочек?
– К сожалению, мальчиков у нас дефицит. Они зачастую считают, что это не мужской вид спорта. Но это не так, потому что такие качества, как сила, воля, стремление, в фигурном катании нужны ничуть не меньше, чем в других видах спорта. Только плюс к этому нужно уметь выразить музыку движениями.
Сначала их нужно
научить падать
Дмитрий Покровский, старший тренер Волгоградской областной специализированной детско-юношеской спортивной школы олимпийского резерва по зимним видам спорта:
– Спрашиваете, сколько раз в неделю проходят у нас занятия с детьми? Это зависит от года обучения. У детей четырех-пяти лет обычно бывают три ледовых тренировки в неделю по 45 минут. Один раз они проходят общефизическую подготовку, один раз – хореографическую. Распределение этих занятий на неделю зависит от расписания. Более старшие дети (9–10 лет) тренируются каждый день и еще занимаются в зале.
– Успевают ли дети совмещать обучение в общеобразовательной школе и спортивной?
– Им приходится это делать. Пропуск занятий в секции наказуем.
– И каким образом?
– «Прогульщики» сами себя наказывают. Не получая определенной физической подготовки, они отстают от сверстников. Поэтому посещать тренировки – в их интересах.
– Как происходит обучение?
– Большинство детей, впервые приходящих на лед, не стоят на коньках вообще. Обучение начинается с того, что, кроме первых шагов на льду, детей учат падать. Это важно потому, что, встав на коньки и не умея падать, можно получить травму. Многие тренеры учат выполнять первые шаги на коньках вообще на суше: рассказывают, как правильно ставить ноги и держать корпус. Потом начинается выполнение базовых упражнений на льду. Очень интересно смотреть на новичков: некоторые из них просто ползают по льду и, упав, даже не умеют подняться. Поэтому их учат не только падать, но и подниматься. Ну а дальше все идет в соответствии с программой, по принципу «от простого к сложному».
– Какие казусы происходят на соревнованиях?
– Ой, во время соревнований много разных казусов бывает... Бывает, музыка заканчивается, а бывает, выключают свет. На нашем катке я, правда, не припомню, а на катках в других городах бывало: то включали свет на выступлении, то опять выключали. А потом снова включали.
– И как фигуристы выходили из ситуации?
– Их к этому должен подготавливать тренер. Спортсмен должен быть готов к чему угодно! Его ничего не должно волновать. У девочек, например, часто отваливаются банты. Многие по незнанию начинают их поднимать, а этого ни в коем случае нельзя делать в процессе соревнования. Когда происходят еще более серьезные вещи, например, развязался конек, или поломалось лезвие, или что-то кинули на лед, – есть судейская бригада, которая остановит старт, устранит неполадки и продолжит соревнование.
– Что бы вы хотели пожелать тем, кто еще не определился с видом спорта?
– Не нужно бояться пробовать. Фигурное катание – тот вид спорта, который нельзя не полюбить.
Из автобиографической
книги Евгения Плющенко «Другое шоу»:
«...Я надел свои конечки, мама зашнуровала мне ботинки, и мы вышли на улицу. Я, счастливый, аккуратно ступал по хрустящему снегу, стараясь не упасть. А в это время бывшая хозяйка коньков снова увидела нас.
– Вы почему по снегу катаетесь?
– А где же нам кататься? – удивилась мама.
– Езжайте во Дворец спорта, там есть секция фигурного катания. Мальчиков берут сразу, они нарасхват.
И мы поехали. Я стоял возле бортика и во все глаза смотрел, как катаются дети. Мне тоже захотелось кататься.
…Нам показали, как правильно тянуться. Больно было до слез. Пока мама меня тянула, у меня несколько раз случались истерики, я хохотал и плакал одновременно.
– Мама! Что ты делаешь? Мне же больно!
– Еще немножко потерпи, и больно больше не будет, – уговаривала меня мама и продолжала растягивать.
– А ты мне жвачку купишь? – И я заливался истерическим смехом. За жвачку я готов был терпеть все что угодно.
…Тренер была шокирована, когда я пришел на занятия абсолютно растянутым мальчиком. Но, конечно, на льду у меня вначале ничего не получалось. Когда вышел на каток, я начал падать. Больно ушибался головой, падал на копчик. На руках живого места не было: я постоянно ранил руки о холодный и острый лед. От обиды, что ничего не получается, от бессилия я плакал и уже не пытался встать на коньки, а просто полз к бортику. Татьяна Николаевна брала меня на руки, катала по кругу и укачивала. Я успокаивался и снова выходил на лед.
…Я очень хорошо помню первые в своей жизни соревнования. Мама сшила мне костюм: в магазине купила сиреневую дешевую женскую сорочку, выкроила из нее рубашку, а брючки соорудила из чьих-то спортивных штанов, приобретенных в комиссионке.
На тех соревнованиях я занял шестое место из шестнадцати. Учитывая, что катался я всего три месяца, а ребята, с которыми я состязался, – по полтора года, это был великолепный результат...»
Татьяна Кичайкина
Опубликовано: 2010-11-25
|