«Куда ты завел нас?»,
или Нехватка кадров в туризме
Тема развития регионального туризма в последнее время активно обсуждается в Волгограде на разных уровнях. Грядущие события – создание НЦ «Победа» и ЧМ-2018 по футболу – обещают, что мечты о двух миллионах туристов в год могут стать реальностью. Но чем встретит их Волгоград? А вернее – кем? Как выяснилось, с кадрами в туристической сфере ситуация напряженная. Их просто нет или есть, да не те. Этот вопрос обсудили представители администрации области и туристической индустрии на круглом столе, прошедшем 9 декабря в Молодежном информационно-аналитическом центре.
В начале круглого стола директор Агентства по развитию туризма Майя Власова обозначила проблему. На сегодняшний день более ста вузов России выпускают дипломированных специалистов в сфере туризма. Но качество такого образования не очень высокое: знания языков, краеведения недостаточно, что впоследствии становится барьером при принятии на работу. Так, например, когда принимают экскурсию из Германии, то помимо экскурсовода требуется еще и переводчик. Как отметила Власова, агентство в ближайшем будущем попытается решить эту проблему, начав готовить экскурсоводов и гидов-экскурсоводов с учетом современных требований. Их сертификаты будут лицензироваться, что должно стать своеобразным знаком качества. Но экскурсоводами специалисты в сфере туризма не ограничиваются, поэтому нужно решать проблемы подготовки других специалистов.
А здесь обучением языку не ограничиться – придется перекраивать всю образовательную программу. Дело в том, что специализация такого плана в большинстве вузов звучит как «менеджмент в сфере туризма». Выпускаются действительно хорошие менеджеры, которые готовы управлять персоналом гостиниц, экскурсионных агентств. Но... проблема в нехватке рабочих для этих гостиниц и агентств. Нет грамотных гидов, аниматоров, горничных, официантов. Управлять некем. Налицо дисбаланс: переполненный рынок труда наряду с безрезультатными поисками работодателей.
Елена Коробкова, заместитель декана факультета ФИМОСТ ВолГУ, который выиграл конкурс на подготовку волонтеров для сочинской Олимпиады в 2014 году и сейчас активно взаимодействует с работниками туризма Краснодарского края, описала ситуацию следующим образом:
– Согласно социологическому исследованию, проведенному самими студентами, даже в таком крупном курортном городе, как Сочи, отсутствует экскурсионная составляющая. Иными словами, отдыхающие (таковых 45%) увозят с собой свои деньги, которые планировали потратить на посещение интересных мест, потому что их некому туда водить. Таким образом, запрос на услугу сформирован. С другой стороны, поскольку сейчас основная часть российской туристической индустрии базируется на побережье Черного моря, то какое-либо иное место для студенческой практики найти сложно. Когда вуз пытается развить там сотрудничество с ресторанами, гостиницами и иными объектами, возникает проблема. Их владельцы готовы заключать договоры на практику, но им негде принимать студентов. Нет базы для проживания. А снять квартиру даже одному студенту в Сочи и его окрестностях на два летних месяца весьма недешево. Вуз это не потянет. Кроме того, парадоксально, но проблемы с практикой возникают даже у студентов сочинских вузов. Сочинский госуниверситет, например, из-за этого был вынужден строить так называемую «тренировочную» гостиницу для собственных студентов.
Таким образом, мы имеем дело со следующим положением вещей: туристический рынок труда испытывает острую нехватку специалистов начального звена. Вузы, в свою очередь, не имеют возможности его подготавливать, поскольку здесь на первое место выступает практика, а с ее организацией возникают проблемы. В голых же стенах университетов можно готовить только менеджеров-теоретиков.
Впрочем, присутствующие в зале сделали справедливое замечание о том, что любой отель или ресторан заинтересован в том, чтобы брать практикантов на работу на целый сезон, а именно 4–5 месяцев, в то время как самая продолжительная преддипломная практика предполагает только трехмесячный срок. В противном случае у студентов возникают проблемы с прохождением учебного процесса. Брать же практиканта, который гарантированно уйдет через полтора месяца, ни один владелец заведения не хочет. Получается, что все вновь упирается в организацию образования.
Между тем от практики никуда не деться. Это касается всех: и горничных, и экскурсоводов. Станислав Билда, представитель Волгоградской государственной физкультурной академии, рассказал о своем опыте:
– Мне пришлось работать и в нынешнее, и в советское время. Я знаю, что такое был экскурсионный Волгоград и как готовили экскурсоводов. Их подготовка – сложнейший процесс. Мы отбирали людей с факультета иностранных языков или с исторического и учили их целый год, чтобы они смогли провести полностью только одну обзорную экскурсию. Это очень трудоемкая работа, как и сама подготовка маршрутов. Кстати, не зря отметили, что сейчас нет новых экскурсий, ведь довольно тяжело их создавать. Просто так браться за эту работу невозможно, нужно привлечь опытных специалистов, чтобы они могли помочь молодым. Потому что «уши вянут» сейчас, когда слушаешь, что рассказывают современные гиды. Есть также еще один немаловажный аспект: если мы хотим иметь квалифицированных специалистов в этом деле, то нужно обеспечить им круглогодичную занятость. В противном случае мы будем получать людей на совмещении, которые водят экскурсии в свободное от основной работы время.
Поднимались на круглом столе и другие вопросы, например, о создании единого пособия в сфере подготовки специалистов для туристического бизнеса. Но тут оказалось, что уже сами вузы не могут прийти к согласию. По мнению преподавателя истории ВолГУ Вячеслава Шевченко, скоординированная совместная работа нескольких вузов по созданию такого пособия невозможна, потому что существует фактор конкуренции между ними.
Так что, видимо, прежде чем наш регион станет туристическим гигантом, нам предстоит преодолеть немало трудностей. Впрочем, оно того стоит.
Мария Доброскокина
Опубликовано: 2010-12-16
|