Муж и жена – одна сатана?
Субъективные заметки о 82-й церемонии награждения премией «Оскар»
Интересная «ватрушка» в этот раз получилась с «Оскаром». По сути, миллионы
людей смотрели на то, как некогда семейная пара выясняла отношения. Оружием
этой «дуэли» стали их фильмы «Аватар» и «Повелитель бури» (читайте рецензию
в этом номере на 15-й странице), а секундантами – киноакадемия.
Обидно, конечно, что из-за Джеймса Кэмерона и Кэтрин Бигилоу внимания к еще
восьми участникам этого действа было, мягко говоря, мало... Это несмотря на
то что картины были представлены более чем достойные. Взять хотя бы «Бесславных
ублюдков» Квентина Тарантино или «Район № 9».
Результаты «дуэли» удивили. С самого начала не было никаких сомнений, что «Аватар»
добавит в послужной список товарища Кэмерона минимум пять золотых статуэток,
но синим чувакам утер нос отважный подрывник, историю о котором сняла бывшая
жена Джеймса Кэмерона Кэтрин Бигилоу.
Вышло все довольно комично. «Аватар» с бюджетом в 237 миллионов долларов не
смог справиться с малобюджетным (по сравнению с «Аватаром») фильмом, на который
было потрачено всего ничего – 15 миллионов.
Конечно, вы можете сказать, не в деньгах дело… Хорошо, тогда чем объяснить,
что «Аватар» в отличие от «Повелителя бури» значительно приумножил «свою кассу»
(картина про пандорианцев собрала в прокате по предварительным данным 2 миллиарда
559 миллионов долларов, в то время как «подрывники» – всего 21 миллион 356 тысяч.)
Снова о деньгах? Нет. За этими циферками скрывается реальное признание зрителей,
которые неслучайно ходили на «Аватар» по несколько раз кряду.
Киноакадемия же, в свою очередь, решила переиграть ситуацию. «Аватар» взял только
то, что и без конвертов было понятно, – номинации «Лучший оператор», «Лучшие
спецэффекты» и «Лучший художник-постановщик»… Две главные статуэтки – «Лучший
фильм» и «Лучший режиссер» – ушли в руки Бигилоу.
Политика победила искусство, и «полезный» для Белого дома фильм нахапал больше,
чем должен, а Кэтрин стала первой женщиной, получившей «Оскар» за номинацию
«Лучший режиссер». Хотя аватару понятно, что Кэмерон заслуживал этого больше.
Впрочем, в следующий раз режиссер Кэмерон будет думать, как фильмы про предателей
снимать, выставляя американских солдафонов в не лучшем свете. Хотя с таким результатом
проката ему должно быть на это наплевать.
Ну черт с ними, с «Повелителем бури» и «Аватаром». Обидно больше всего за то,
что противостояние этих безусловно великолепных режиссеров «смазало» все впечатления
от церемонии. Особенно было жаль Квентина Тарантино, получившего всего одну
статуэтку в копилку великолепных «Бесславных ублюдков» только благодаря Кристоферу
Вальцу (победитель в номинации «Лучшая роль второго плана»). На мой взгляд,
это очень мало. Зато фильм «Тужься» взял два «Оскара».
Быть может, в этом косвенно виноват Обама, которому фильм про афроамериканцев
явно пришелся по душе, не говоря уже про политически идеализированную историю
об американском элитном отряде вояк, которые, рискуя своей жизнью, спасают иракцев.
Странно: после «Оскара» лично мое отношение к фильму изменилось в отрицательную
сторону. Это, наверное, неправильно.
Антон Ковальский
Опубликовано: 2010-03-18
|