Крути педали, пока…
Приближаются погожие деньки. Через полтора месяца многим из нас вполне можно будет куда-нибудь махнуть. Желательно подальше от города. Но на чем? На автобусе, машине, поезде? Некоторых это не вдохновляет…
Велосипедный поход – одна из самых экологичных и полезных для здоровья категорий туризма. Этот вид отдыха привлекает не только ощущением скорости и свободы, но и интересными экскурсиями, а также возможностью «общнуться» с природой. Наблюдая за велосипедистами, понимаешь, что некоторые расстояния можно покорить бесплатно и относительно безопасно (ведь во время автостопа что угодно может произойти…).
Правильны ли высказанные мною предположения? Я решил проверить это, пообщавшись с опытным «веловояжером» Антоном Елековым, освоившим много туристических трасс, в том числе и на севере страны. Два года назад он был выбран ответственным за велосипедное направление в Волжском городском туристском клубе (ВГТК).
В первую очередь 24-летний волжанин отметил, что при езде на велосипеде работают почти все группы мышц. Велопоходы заменяют любителям физкультуры упражнения на некоторых тренажерах. Наставники Антона Елекова – люди, занимающиеся велотуризмом не один десяток лет, остались в хорошей физической форме.
Сам же Антон не слезал с велосипеда буквально с трех лет. Вначале его двухколесными друзьями были «Пушок» и «Огонек». Будучи учащимся, он побеждал в соревнованиях на «Школьнике». Затем в его жизни появился «тяжелый» велосипед «Десна», на котором он гонял по Волго-Ахтубинской пойме – на рыбалку с папой, на пикники с друзьями…
В 2000 году мой знакомый понял, что пора расширять горизонты. Вот тут-то он и столкнулся с необходимостью заняться велотуризмом. Поступив на один из факультетов ВПИ, Антон во время учебы познакомился с опытным велопутешественником Андреем Цыганковым. И тут же решился купить велосипед «Турист». Через Андрея Антон «вышел» на ВГТК, где его увлечение по достоинству оценили в 2008 году. Но перед этим была долгая «обкатка» туристических маршрутов в Среднеахтубинском, Ленинском, Иловлинском районах, путешествие в Карелию.
– Для того чтобы открыть в себе велотуриста, следует ответить на вопрос «Является ли моя потребность путешествовать на велосипеде одной из основных?» – начал разговор о любимом занятии мой собеседник. – Но и это еще не все. Надо любить и уважать велосипед…
О скорости и расстоянии, уверен Антон Елеков, новичкам думать не надо. Цель велотуризма, в отличие от велоспорта, – научиться получать удовольствие, крутя педали. Преодоление 50 километров в день – первоначальная норма даже для тех любителей велосипеда, которые в будущем намерены заниматься велопоходами серьезно. Придет время, когда это расстояние можно будет покрывать за три часа… В школьные годы герой моего рассказа отправлялся в путешествия на 20 километров, в студенческие – на 50–60. Изначально следует кататься по «грунтовке». По словам Антона, это безопаснее и, кстати, интереснее. Только досконально освоив свою технику, можно делать небольшие вылазки на оживленную трассу. Здесь вы уже можете развивать скорость 25–30 километров в час и удерживать ее в течение часа. Адреналин, конечно, необходим организму, но бдительность терять не стоит. Самая мелкая оплошность на шоссе может обернуться трагедией!
После удачных для вас «тренировочных» выездов вы можете задаться целью участия в туристических походах различных категорий. Обратите внимание, что в них придется придерживаться четкого графика. Поход первого уровня сложности подразумевает преодоление 300 километров за 6 дней, второго – 400 километров за 8 дней, пятого – тысячи километров за месяц. Разумеется, с повышением уровня сложности увеличивается и количество испытаний – движение по пересеченной местности, камням, песку и так далее. Только человек, хорошо «раскатавший» ноги на ровной местности, может переходить к походам по территории со сложным рельефом и «тяжелыми» грунтами.
– К 2006 году я сделал достаточно выездов первой и второй категорий сложности и почувствовал себя готовым освоить третий, – рассказывает любитель крутить педали. – Мне предложили участвовать в походе по Южному Уралу. Изучить уральские маршруты – удовольствие для каждого любителя природы. Спустя некоторое время в составе группы из 11 человек я поехал в Карелию. Нами руководил замечательный наставник – Елена Кифоренко, ставшая мне хорошим другом. Путешествие, также как и поход по Мурманской области, не было сдачей очередного разряда. Мы наслаждались непривычными пейзажами – большими озерами, могучими сосновыми лесами, «ковром» из болотного мха, который приятно пружинит под ногами… Природа Карелии после выжженных степей Волгоградской области порадовала нас обилием красок и морем грибов и ягод. Мы не преминули этим воспользоваться на ближайшей стоянке – набили животы черникой и полакомились грибочками по-карельски (жаренными с лучком на крышке кана). Не буду описывать подробности будней, когда лил дождь, ломались багажники, а до стоянки было еще 20 км… Мы покрепче сжимали зубы и помнили, что МЫ ОТДЫХАЕМ! И не зря.
Антон Елеков поделился советом технического плана. В мире не бывает плохих моделей велосипедов. Каждый из них, начиная с «шоссейника» и заканчивая горным байком, хорош в своем, строго определенном деле. Однако ни один из них не стоит приобретать на рынках или в неспециализированных магазинах. Часто оказывается, что многие детали в этом чудо-транспорте – откровенный брак.
Большинство людей, покупая велосипед, полагают, что на этом их финансовые траты завершены (ведь в «велик» не надо заливать бензин!), а образ жизни стал образцово здоровым. Но это не так. Использование велосипеда подразумевает дальнейшие походы по магазинам. В них оседает заметная часть бюджета велотуриста. Один из них признался мне, что километр пути на велосипеде обходится в 3 рубля 33 копейки. Колодки, цепи, камеры, смазка, замена изношенных переключателей и так далее. Добавим сюда апгрейды (замена пришедших в негодность деталей на усовершенствованные аналоги). К тому же велотуризм, как и велоспорт, требует от людей других жертв. Понятно: чтобы резво крутить педали, необходимо отказаться от употребления сигарет и спиртного. Даже зимой следует по возможности делать выезды на велосипеде или хотя бы упражняться на велотренажере. Несмотря на это, многие убеждены: велотуризм – позитив в самой чистой форме, было бы здоровье и желание крутить педали.
Владислав Тарасов
Опубликовано: 2010-05-20
|