Любовь
Залия Хатапова,
п. Путь Ильича, Палласовский район,
1-е место областного творческого конкурса «Острое перо»
Номинация «Национальность: молодой»
Я живу в маленьком поселке с красивым названием Приозерный. Наш поселок заслуженно считается самым многонациональным поселением в Приэльтонье. Здесь проживают представители тринадцати национальностей: русские, казахи, молдаване, чуваши, армяне, марийцы, украинцы, корейцы, каракалпаки, калмыки, татары, чеченцы и гагаузы. Из всего количества семей каждая четвертая семья у нас – смешанная, межнациональная. Все это привносит особый, своеобразный колорит в его повседневную жизнь, быт, взаимоотношения моих односельчан.
Казахский «согым» (забой домашнего животного, например, коровы, засолка мяса с последующим хранением его на долгий зимний период) стал явлением, можно сказать, интернациональным, так как согым – обыденное у нас дело и для русских, и для молдаван, и для чувашей. Украинские раздольные песни поют на армянских юбилеях с их знаменитыми тостами, на казахских свадьбах с многочисленными родственниками до седьмого колена и на ярких и шумных молдавских проводах юношей в ряды Российской армии. Рождественские посиделки устраиваются не только в православных семьях, но и в корейских, каракалпакских. Местные острословы называют две крайние улицы нашего поселка, где жители в большинстве своем люди молдавской национальности, молдавским аулом. Экзотика да и только!
В моем классе есть ребята разных национальностей и ребята из смешанных семей, и это нисколько никому не мешает, а мне очень нравится. Правда, это так классно! Мы вместе учимся почти семь лет, а раньше посещали вместе наш сельский детский садик. Мы очень подружились, и наши родители тоже. А может быть, и наоборот, мы стали дружны между собой, потому что дружат наши мамы и папы, бабушки и дедушки. Все так переплелось и так здорово смешалось, ведь мы узнаем много нового и интересного о праздниках, традициях, обрядах народов, проживающих у нас в селе. Когда попадаешь на сельские праздники или другие мероприятия, где большое скопление людей, или даже просто идешь по улице, то слышишь такую «разнокалиберную» речь, такое смешение языков и диалектов (просто «вавилонское столпотворение» какое-то), что диву даешься, как же умудряются приозерцы понимать друг друга: сочный молдавский говорок пестрит корейскими и марийскими выражениями, «великий и могучий» щедро сдобрен казахскими поговорками.
Мне кажется, что такое явление в маленьких поселениях нашего Палласовского района вовсе не экзотика, а обыденная и повсеместная реальность в жизни моей малой родины, ведь неспроста бытует понятие «палласовский народ».
Но существует в нашей жизни и другая реальность: страшная, мерзкая, чудовищная. В моей любимой «Комсомолке» за тринадцатое апреля сего года читаю заголовок статьи на первой странице: «В Москве убит судья, вынесший жесткий приговор скинхедам». Возможно ли такое? Как видим, возможно. Мерзко и чудовищно, но факт, реальность.
И сразу вспоминаю публикацию И. Руденко об одном жутком случае. В поезде Москва – Усово группа молодых, красиво одетых в дорогие куртки, аккуратно стриженных молодых людей избила и бросила под колеса остановившегося поезда смуглого паренька. Их было двадцать три, а несчастный был один. Они кричали: «Россия – только для русских! Россия – только для русских!» Он же молча, без криков о пощаде или помощи делал бесполезные попытки закрыть руками от размеренных и точных ударов тяжелых ботинок лицо и голову. Они – студенты престижных столичных вузов, а он – киргизский мигрант. Как это страшно и как это мерзко. Это – российская, увы, становящаяся нередкой, действительность. И это в стране фашизм победившей?! Что случилось у нас в Отечестве? С чужеземным фашизмом справились, а со «своим», доморощенным? «Чем ты подкошена, Россия, чужою силою иль бессилием своим?..»
Россия поражена тяжелейшей идеологической и нравственной болезнью. Она пострашнее водородной бомбы. Так считают многие знатоки данной проблемы. Имя этой болезни – ксенофобия. И ей, как и всякой другой тяжелой болезни, надо срочно противостоять всем миром, пока она не разъела нас, так как эта болезнь, поразившая многонациональную Россию, есть эпидемия. «А что можно противопоставить эпидемии? Личную гигиену», – так ответил известный каждому россиянину режиссер Адабашьян, когда ему задали извечный вопрос «Что делать?».
Чудовищная история со скинхедами и киргизским парнем закончилась благополучно (если это слово здесь уместно): парня отвезли в больницу, нескольких отморозков удалось поймать и доставить в отделение милиции.
Мужчины-железнодорожники, которые помогли скрутить юнцов-неофашистов, московский федеральный судья Эдуард Чувашов, вынесший, невзирая на угрозы, жесткий приговор членам группировки скинхедов «Белые волки» и поплатившийся за это собственной жизнью... Может быть, поступки этих людей есть признаки выздоровления общества? Мои родители, односельчане, одноклассники – тоже достойные примеры «личной гигиены».
На светлый праздник Воскресения Христова нас пригласила в гости моя лучшая подруга Лукина Люба. Мы пили чай, ели пасхальные куличи, как всегда, секретничали и смеялись, потому что нам вместе очень интересно, хорошо и радостно. Я до сегодняшнего дня даже не задумывалась, кто же Лукина Любовь по национальности? Правда, кто? Ее папа – чуваш, а мама – молдаванка. Для меня она – моя самая лучшая и самая любимая подруга с таким добрым и символичным русским именем Любовь. Ведь именно любовью держится жизнь всех людей независимо от их языка, разреза глаз, цвета кожи.
У Д.С. Лихачева есть такие строки в его знаменитых «Письмах о добром»: «Надо быть патриотом, а не националистом. Нет необходимости ненавидеть каждую чужую семью, потому что любишь свою. Нет необходимости ненавидеть другие народы, потому что ты патриот. Между патриотизмом и национализмом глубокое различие. В первом – любовь к своей стране, во втором – ненависть ко всем другим». Я твердо решила для себя, что буду жить с любовью к своей семье, своим друзьям, своей родине. Хорошо. Естественно. Просто.
Опубликовано: 2010-06-17
|