Творите себя здоровыми!
Статистика такова, что 80% детей приходят в школу, не имея серьезных проблем со здоровьем, а на выходе здоровыми оказываются лишь 20%. Почему? Ответ очевиден: школьные программы слишком насыщенны, а каждый педагог-предметник - максималист. Одна учительница доказывает ребенку, что самое главное в жизни - это ее физика, другая - биология или какой-то другой предмет. Но при этом каждая из них почему-то забывает, что ребенок, будь он хоть семи пядей во лбу, вряд ли достигнет успеха в жизни, если он еще в школе потеряет здоровье.
Именно здоровьесберегающим методикам была посвящена прошедшая не так давно в Волгоградском медуниверситете Международная научно-практическая конференция «Инновационные подходы в организации и управлении физической культурой в образовательных учреждениях. Здоровьесберегающие технологии». Особыми гостями конференции стали педагоги школ и воспитатели детских садов, то есть те люди, от которых ежедневно зависит здоровье наших детей.
Задачей конференции стало не только информирование педагогов о подходах для формирования «здоровьесберегающего навыка» у нынешних мальчишек и девчонок, но и обратная связь - сбор предложений на эту тему от самих педагогов.
Андрей Плотников, учитель физкультуры МОУ СОШ № 1, г. Суровикино
- Наши дети должны расти не только умными, но и красивыми, здоровыми, стройными. А для этого они должны с детства знать, что такое физическая культура. Да, профессиональный спорт имеет свои недостатки. Но человек, который им занимается, это Данко для других ребятишек. Они могут ему позавидовать в хорошем смысле и пойти «его путем». Нам очень нужны спортивные достижения, нужны примеры для подражания... Кроме того, нужна массовая физкультура, сориентированная просто на улучшение здоровья, а не на какие-то высокие результаты! Например, я считаю, что крайне важно развивать в области стритбол. Для этого надо в массовых количествах строить стритбольные площадки, чтобы дети и родители могли в любое время побросать мяч на школьном дворе.
Наталья Гаврилова, завуч, МОУ СОШ № 23
- На здоровье детей влияет объем домашних заданий. Наиболее утомительными для детей являются однообразные упражнения. А вот если задавать им на дом преимущественно творческие работы, то это положительно скажется и на успеваемости, и на здоровье школьников... А сейчас - все наоборот. Исходя из моды, детям чаще всего задают на дом различные тесты и тренинги, что вызывает у ребят буквально раздражение! Гораздо эффективнее было бы давать нашим мальчишкам и девчонкам на дом творческую работу, которая была бы интересна им самим. Например, сочинить рассказ на вольную тему или самим придумать математическую задачку. Еще лучше использовать индивидуальный подход: если задавать на дом наиболее интересные для каждого конкретного ребенка упражнения, то результат учебы станет заметно выше.
Алла Твердохлеб, педагог-валеолог, МОУ СОШ № 43, г. Волгоград
- Окружающий мир полон соблазнов, способных привить ребенку обратное. Для начала родителям нужно усвоить, что именно входит в понятие «здоровый образ жизни»: как выяснилось, это не только здоровое питание и занятия спортом. Здоровый образ жизни - это еще и позитивная эмоциональная атмосфера, окружающая ребенка и всю семью.
Отношение между детьми и родителями - это основа здоровой жизни ребенка. Дети пытаются копировать поведение родителей, поэтому следует уделить особое внимание собственному образу жизни, прежде чем давать наставления. И если вы, например, курите, то бесполезно ругать взрослеющих детей за сигареты в карманах! Все начинается с собственного примера. Но даже это еще не все. Детям требуется мотивация для того, чтобы самостоятельно принимать решения в пользу здоровья. Дети негативно воспринимают попытки давления со стороны родителей и зачастую делают наоборот не только «назло», но и просто потому что их друзья, к примеру, едят нездоровую пищу, и это считается нормальным в той среде, где они общаются.
Еще один момент - здоровая пища. Согласно исследованиям, более 60% детей в возрасте от 10 до 15 лет не завтракают, около 20% - пропускают обед. Это приводит к частым перекусам, которые представляют собой чипсы, сухарики, орешки, конфеты и газировку. Совет родителям: селайте так, чтобы в доме всегда была здоровая пища, которую можно быстро приготовить или разогреть и взять с собой. Это овощи и фрукты, молочные продукты, каши. Также стереотип о том, что полезная пища - обязательно невкусная, должен остаться в прошлом. Существует множество полезных и вкусных рецептов. Пусть дети тоже учатся готовить несложные, но вкусные и полезные блюда. Естественно, что ребенок с большим аппетитом съест то блюдо, в приготовлении которого он участвовал.
Наталья Латышевская, депутат Волгоградской областной Думы
- Как известно, образ жизни формирует 50% здоровья, в то время как наследственность и экология занимают в этой структуре по 20%, а состояние здравоохранения – всего 10%. Поэтому неслучайно формирование здорового образа жизни, (ЗОЖ) стало одним из приоритетных направлений развития государства на 2010-2020 гг. Но, к сожалению, в настоящее время официальная статистика неумолима: 25% детей живут в неудовлетворительных жилищно-бытовых условиях, 38,3% в семьях с доходом ниже прожиточного минимума, более 50% подростков живут в состоянии стресса. Факторы, формирующие образ жизни, – это двигательная активность, привычки, питание и режим дня. Но ни для кого не секрет, что все эти составляющие образа жизни в настоящее время сильно искажены. Телевизор и компьютер заменили занятия спортом, «фаст фуд» вытеснил здоровое сбалансированное питание, режим сна постоянно нарушается, не говоря о возрастании популярности вредных привычек среди молодежи. Как сказал французский философ Жан Поль Сартр: «Человек есть то, что он сам из себя творит», поэтому помочь себе быть здоровым может только человек. Но государство может и должно подталкивать своих граждан к ведению здорового образа жизни. Поэтому гигиенисты Волгограда еще в 2006 году выдвинули концепцию формирования ЗОЖ у населения нашей области. Основными ее принципами являются: мониторинг состояния здоровья жителей, создание электронного паспорта здоровья, пропаганда ЗОЖ посредством радио, телевидения, интернета и других медиаресурсов.
Думаю, что формирование «навыка здорового образа жизни» - это процесс, который должен происходить «сверху» и «снизу». Если это будут только инициативы на государственном или областном уровне, а педагоги и родители останутся к ним равнодушны, мы получим еще много поколений нездоровых детей...
Ева Ненашева
Опубликовано: 2010-11-18
|