Наше АбразАвание
Сижу на уроке у пятиклашек. Забавно и немного чудно: чертенята хихикают, пихаются локтями и не могут усидеть на месте. В класс заходит учитель по литературе. Тема урока – Лермонтов. «Кем был этот человек?» – спрашивает учитель и видит несколько поднятых рук. «Капитаном!» – радостно выкрикивает мальчишка в желтой толстовке. «Полководцем?..» – робко предполагает его одноклассник с первой парты. «Художником!» – слышу откуда-то сзади… При этом школа из разряда элитных, а дети почти сплошь отличники в учебе. И ладно пятиклассники, многие выпускники (а дураков, извините за откровенность, теперь в 10–11-х классах не держат!) не знают, что такое «Зеленая лампа», уверены, что Земле – 50 тысяч лет, а Шуберт – это тот, кто шьет шубы, только по-немецки. Зато перед экзаменами они не устают креститься и нашептывать какие-то «навернячные» заклинания. Авось поможет…
Так получилось, что в наше время понятия «образование» и «образованность» потеряли свою синонимичность. Несмотря на многочисленных победителей олимпиад и вундеркиндов, сдающих ЕГЭ на сто баллов, современная молодежь в массе своей почему-то не блещет интеллектом. Не знает историю. Путается в географии. Слово «жюри» пишет через «у» (если не посмотрят в автокорректоре). Как с этим бороться, и вообще нужна ли сейчас человеку широкая эрудиция, ну или хотя бы точное представление о мире?
Точки зрения были разные, а потому и тема получила любопытную трактовку.
Заместитель председателя Комитета по образованию и науке Администрации Волгоградской области Ирина Анатольевна Радченко:
– Уровень образованности, так же как и уровень интеллигентности, – понятие довольно философское в нынешнее время. На мой взгляд, образованность определить достаточно сложно в зависимости еще и от того, кто ее определяет. На уровень образованности, как и на уровень воспитанности, влияет семья. Что касается оценки качества знаний по единому государственному экзамену, победителей олимпиад – наверное, это все же показывает образованность выпускника или школьника. Откуда у меня такое понимание? Я думаю так потому, что если ребенок увлечен, то уровень его знаний, уровень его обученности и в то же время социальная адаптация все равно увеличиваются. Обыватели считают, что ЕГЭ – это просто тест, где можно расставить крестики. Без знаний можно где-то угадать, но высокий балл ты не получишь. Более того, задание части С, так же как и любой письменный экзамен, предусматривает не только знания ребенка, но и его точку зрения, проведение им сравнительного анализа... Это говорит не только об обученности ученика, но и о его образованности. Что же касается победителей олимпиад… Наши победители всероссийских олимпиад, так же как и наши «стобалльники», автоматически становятся студентами престижных вузов страны. Корреспонденты встречались с этими детьми в тех высших учебных заведениях, где они учатся. Все они достаточно легко прошли адаптацию в новом городе. Знания в нынешнее время становятся модными, и сейчас они в цене. И если был период развития нашего общества, когда быть умным было не совсем престижно, то на этот момент ситуация противоположная. Сейчас очень многие выпускники старшей школы стремятся получить хорошие, крепкие знания.
Однако бывает и такое, что определенный набор знаний не дает гарантии в образованности человека в разных сферах. Иногда эти знания бывают сугубо направленными, но не всегда это плохо. Хуже другое: наше образование нацелено на получение определенных, конкретных знаний, а вот социальная адаптация у нас слабо выражена. Со следующего года вводится новый стандарт, и сейчас некоторые школы уже на него перешли. В таких школах 10 часов отводится на дополнительное образование первоклассников, что способствует расширению кругозора и образованности в том числе.
В сельских районах нашей области есть большая потребность в ресурсных центрах. У ребенка из удаленной школы должна быть возможность общаться со своими сверстниками из других школ и проводить с ними время – это вопрос и социальной адаптации, и уровня образованности, и расширения кругозора. Уровень образованности родителей, их отношение к знаниям как таковым, эта домашняя среда очень влияет на развитие ребенка и уровень его образованности. Без помощи семьи и родителей достичь высокого уровня образованности невозможно.
Специалист Комитета по образованию и науке Администрации Волгоградской области Любовь Антоновна Попова:
– Система образования действительно построена таким образом, что для того, чтобы ребенок сдал ЕГЭ, его нужно просто натаскать. Этот экзамен особо глубоких вопросов не предполагает. Идет только общий уровень знаний, вот и все. Глубину образованности предполагает часть С в любом ЕГЭ, но, как правило, эти задания редко рассматриваются учителями, так как они для очень малой категории детей. Даже вузы принимают детей с минимальным количеством баллов по ЕГЭ, а чтобы хорошо сдать экзамен, нужно просто выполнить первую часть заданий А или Б. Мало того, сейчас выпускается более 50 всяких учебников, и все они утверждены Министерством образования… Поэтому неудивительно, что не все ученики знают, кто такой Ленин.
Существует еще одна проблема. Учителя, которые сейчас приходят в школу (особенно молодежь), не особенно хотят работать с детьми – это же дополнительная нагрузка на учителя – дать дополнительные знания, а количество часов по учебному плану министерством, к сожалению, сокращается. И если, когда еще мы учились, история была каждый день и этих часов было 6 в неделю, то что можно выучить сейчас за 2 часа в неделю? Естественно, ничего. Поэтому учителя и дают выжимки по всем курсам. С сентября этого года вышел новый учебный план – и снова в нем сокращение часов. Часы по русскому языку и литературе сокращаются, а часы по физкультуре – увеличиваются. Раньше этому предмету отдавалось два часа, а сейчас уже три.
Возможно ли изменить ситуацию?.. Возможно, но прежде всего должна быть заинтересованность учителя. Если учитель не будет заинтересован в том, чтобы дать качественные знания, а не знания для сдачи ЕГЭ, то толку никакого не будет.
Споры о различии значения понятий «образование» и «образованность» не утихают. Но требования, которые предъявляют условия жизни современному человеку, диктуют важность и того и другого.
Урок подошел к концу. И это был тот урок, который не только дал ответы, но и задал вопросы. Каким станет это поколение?
Актуально!
1 декабря для общественного обсуждения опубликован законопроект «Об образовании» в новой редакции.
Он размещен на сайте zakonoproekt2010.ru по поручению Президента России.
«Существующее законодательство об образовании является весьма противоречивым и устаревшим, требуется принятие нового документа, в котором будут четко прописаны права и обязанности детей, родителей, учителей, гарантии бесплатности образования и доступности качественного образования. Я считаю очень важным максимально широкое участие граждан в обсуждении проекта нового единого закона об образовании», - отметил министр образования и науки Российской Федерации Андрей Фурсенко.
Текст законопроекта будет доступен для комментирования на сайте zakonoproekt2010.ru в течение двух месяцев, до
1 февраля 2011 года. Так что, если мы хотим видеть новые поколения россиян образованными, надо принять участие в обсуждении закона.
Мнения
natalliya
Могу сравнить несколько школ - свою обычную советскую школу – образование дали так, что до сих пор могу любую теорему доказать и наизусть цитирую «Бородино». И нынешние муниципальные школы (в трех старшая дочь успела поучиться за 11 лет) – бардак, учителей-предметников не хватает, классная открыто заявила: если нужна физика и черчение – ищите репетиторов. У сына коллеги не было преподавателя английского и географии. И так повсеместно. НЕТ ДЕНЕГ – НЕТ УЧИТЕЛЕЙ. А после того, как школы сделают автономными (я так понимаю, от федерального бюджета), проблем у родителей только прибавится…
M_1
Советская школа, в которой учился я, была безобразна, весь учебный процесс был, по сути, формализмом, да еще наложенным на перегруженность школы учениками. Назвать такое образование могу только определением – фрагментарное… Совершенно очевидно, что к школьному образованию нужен другой подход, с большей степенью адаптированности учебного материала (особенно что касается точных наук) к восприятию детьми и подростками, и, естественно, нужно снизить загрузку школ и разработать систему социального воспитания и адаптации учеников.
Неизбалованный
Ухудшилось, и плоды этого нам еще предстоит пожать в полной мере. Дело даже не в том, что учебники изменились, а дело в том, что школа совсем не дает ни стимулов к учебе, ни навыков для их реализации, то есть воспитательная функция школы напрочь утеряна. Да, я согласен, основное воспитание человек получает в семье, НО все, что касается учебы, должно поддерживаться и школой, а там как-то вяло все. Учителя в массе своей равнодушны, если посмотреть со стороны, им как-то даже неинтересно это все, отбывают... «Доживем до понедельника», в общем.
Да, и вот что еще хотел добавить, учительская отмаза: «У нас зарплаты маленькие», ну явно не катит. Если завтра им по 200 тысяч в месяц будут платить, качество образования резко улучшится? Как ни крути, а нужна государственная идеология, как было в СССР, там безграмотность ликвидировали за несколько лет, и результаты проявились незамедлительно. То же самое в послевоенные годы, вкладывали деньги в образование, в 1961 году в космос полетели…
А сейчас с кем делать нанопрорыв в светлое будущее с заходом через Сколково? С ближним зарубежьем, что ли?))
Exhausted
Программа нужна, контроль нужен, аттестат, подтверждающий образование, нужен... а вообще, конечно, все можно в библиотеке изучить самостоятельно... Меня в физматшколе тоже грузили, и объем был намного больше, чем у друзей из др. школ, но я еще находил время на изучение англ. и франц., ходил с бабушкой в театры часто... Не надо искать оправданий – найдите время.
Качество школьного образования в России
по сравнению с советским временем
Ухудшилось – 298 (82%)
Затрудняюсь ответить – 38 (10%)
Улучшилось – 20 (5%)
Осталось неизменным – 12 (3%)
Период опроса 26.08.2010 – 27.08.2010
Всего голосов: 368 (опрос проведен www.vedomosti.ru)
Татьяна Кичайкина
Опубликовано: 2010-12-09
|